Альтернатива школе. Взгляд детского психолога и мамы. |
|||||||||
|
Массовую школу можно долго и разнообразно ругать, но двигаться имеет смысл не от чего-то, а к чему-то. Ведь школу придумали потому, что жизнь стала слишком сложной, для того чтобы ребенок участвовал в ней, обучаясь на ходу. Чему и как надо учить детей теперь? Что необходимо изменить в этом процессе? В процессе обучения можно условно выделить четыре составляющих. 1.Ребенок получает некую сумму знаний - встает вопрос "Что должно в нее входить?". 2.Ребенок обучается добывать и усваивать знания, получает навыки интеллектуальной, творческой, практической деятельности - вопрос "Каким навыкам обучать, какие будут наиболее эффективны?". 3.Обучаясь в школе, ребенок социализируется, то есть находится в месте, отведенном для него обществом, и учится формам общения, позволенным для него тем же обществом. Другое дело, что нормальных родителей эти формы общения не всегда устраивают. Вопрос: "Каким формам общения мы хотим научить своих детей?". Так или иначе ребенок будет взаимодействовать с социумом, так как мы научили или как попало. 4.И вот, обучаясь и развиваясь, ребенок собирает достаточно знаний о себе и об окружающем мире, формирует свою картину мира и иерархию ценностей, чтобы быть готовым к самоопределению, к выбору профессии и, шире, к выбору своего места и пути в мире. По первому вопросу: меняя систему образования наших детей, мы не можем пренебречь школьной программой. Государство не позволит, да у меня, например, нет к базовому школьному компоненту серьезных претензий. Просто в нем не хватает ряда жизненно важных вещей. Нет серьезных знаний о том, как заботиться о своем здоровье (три куцых параграфа в учебнике природоведения не в счет). Нет серьезных знаний о психике, мы не учим детей понимать себя и других, строить отношения (кстати, это в основном, не знания, а навыки). Нет систематизированной информации о мире профессиональной деятельности, о том, как люди работают, растут в профессии, находят свой путь. Нет полезной информации об устройстве общества и о том, как решать свои проблемы, используя его учреждения и институты. Все эти знания мы приобретаем уже взрослыми, набивая множество шишек. А ведь есть интересные экспериментальные программы, где дети овладевают такими знаниями, может, стоит их включить в процесс обучения? По второму вопросу, вопросу технологии обучения, у меня, как детского психолога, много претензий к массовой школе (ко мне приводят "отходы школьного производства" - "не вписавшихся", талантливых, интересных, милых детей). В массовой школе задания исполнительские. Это утомляет детей своим несоответствием естественным психическим процессам. Ведь в норме психологическая структура труда должна выглядеть так: "замысел - исполнение - контроль". Конечно, ребенок не сразу готов взять на себя все части этой структуры, но надо его к этому вести, надо ставить такую цель. Для этого надо включать в процесс обучения творческие, исследовательские задания (где ребенок сам рождает замысел и планирует исполнение) и различные формы обучения самоконтролю. И планирование, и контроль плавно переходят от взрослого к ребенку или детскому коллективу. Я пишу "плавно", потому что встречала проекты, в которых предлагают сразу обрушить на ребенка эту ответственность. Мне кажется, что тогда может получиться хаос и ерунда. В массовой школе существует заданный извне темп и ритм работы (расписание, план урока и т.п.). Психология труда расценивает необходимость выполнять работу в вынужденном темпе как фактор профессиональной вредности. Правда, офис с отдельным кабинетом лучше конвейера? Если специально уделить этому внимание, то ребенок при поддержке взрослого может на опыте изучить свои психофизические особенности и эффективно планировать свою работу. Даже с первоклассниками возможны такие эксперименты: "Сегодня делаем чтение сначала, а математику потом. Завтра сделаем наоборот и посмотрим - от какого порядка ты меньше устаешь, меньше делаешь ошибок". Или: " Судя по тестам, ты визуал, лучше запоминаешь то, что видишь. Давай то, что надо выучить, крупно напишем и повесим на видном месте". Такие способы мудрые и наблюдательные родители применяли испокон веков. Ребенок будет знать свои сильные и слабые стороны и, с нашей помощью, будет работать, опираясь на сильные и развивая слабые. Социализация это сложный процесс, управлять которым обязательно должен взрослый - носитель социальных норм, моральных принципов, образец социального поведения. В массовой школе (да и в детском саду) у учителей и воспитателей на это просто нет сил и времени. А еще они дезориентированы произошедшими за последние 15 лет переменами в обществе и сами уже не знают, что хорошо, а что плохо. Каждому родителю и педагогу советую прочитать Уильяма Голдинга " Повелитель мух", чтобы представлять себе на что похожа стихийная социализация в детском коллективе. Очень важно, что бы до социализации в коллективе, произошла социализация в семье, усвоение ребенком норм и ценностей семьи, а этот процесс к 7 годам обычно еще не закончен. В идеале родителям и педагогам необходимо обсуждать свои взгляды, вырабатывать общую платформу и планировать для детей социальную активность, которая будет развивать их в желаемом направлении. Проще говоря, нужны реальные дела, в ходе которых дети будут проявлять себя как добрые, ответственные, заботливые люди (или еще какие-нибудь - смотря, чему мы захотим их научить). Это очень важно, важнее умения писать сочинения и решать задачи. Для того, чтобы решать проблему самоопределения ребенку необходим опыт. Старшеклассники, выбирая учебное заведение и профессию, обычно имеют превратное или туманное представление о том, что выбирают. Надо дать возможность детям "примерить на себя" разные виды деятельности. Выполнение проектов в обучении решает сразу много важных задач: дети осваивают новые знания, общаются, взаимодействуют в группе, участвуют в творческой и исследовательской работе, пробуют себя в разных видах деятельности, видят, что результаты их усилий приносят пользу и радость другим людям. Подготовка такого обучения требует большой работы от взрослого, требует творческого подхода, собранности, зрелости (она не наступает сама собой с получением паспорта). А еще такую работу не поднять в одиночку, необходим коллектив единомышленников-родителей и детей. Такой коллектив мы сейчас собираем. Приходите обсудить альтернативное образование ваших детей. Семейное образование в моей семье. Раннее развитие меня очень интересовало, я искала интересные методики и занималась со своей дочкой. Поэтому, к тому моменту, как пришла пора задумываться о школе, у меня уже сложился образ того, чего бы я хотела для нее. Нашлись и единомышленники. Семь лет назад существовал семейный клуб "Очаг", который объединял родителей, желающих дать своим детям школьное образование, не отрывая их от семьи. В клубе была большая библиотека учебников и пособий. Родители, которые имели больший опыт работы в семейном образовании (были учителями по профессии или "вели" второго-третьего своего ребенка), исполняли роль консультантов для более неопытных родителей. Клуб помогал прикрепиться к такой школе, где хорошо относились к "семейникам", оформить необходимые документы. Кстати, прикрепление к семейной форме обучения происходит 2 раза в год: в сентябре и в январе. В школе ребенку надо было появляться один раз в четверть (в первом классе можно было и раз в полгода). В школе ребенок сдавал контрольное чтение, писал диктант и четвертную контрольную по математике, надо было прочитать 2-3 стихотворения наизусть (выбирать можно было самим). Со второго класса прибавился опрос по природоведению, с третьего - надо было сдавать "Введение в историю". Для того чтобы ребенка аттестовали по труду, надо было раз в четверть принести какую-нибудь поделку, можно было собрать что-нибудь из конструктора. К консультанту в клуб мы ходили раз в месяц. Наш консультант уделяла много внимания тому, чтобы наладить работу ребенка дома. Очень важно, что бы родитель сумел организовать своего ребенка на серьезную работу, из этого вырастает способность ребенка к самоорганизации. Девиз у консультанта был такой: "Семейное образование хорошо не только тем, что мы сберегаем ребенку здоровье (хотя и это тоже), не только тем, что мы даем крепкие знания, не только тем, что укрепляются связи ребенка с родной семьей, но и тем, что ребенок учится быть самостоятельным и ответственным". Все это я и моя дочь получили, проделав свою работу. У консультанта ребенок так же писал работу по математике, читал и пересказывал текст, писал упражнения и диктанты, только в более неформальной обстановке и без оценок, но обязательно с обсуждением результатов. По совету консультанта мы дома экспериментировали с графиком работы (с какого предмета начинать, как часто делать перерывы и т.п.). Дочке было интересно наблюдать за собой и отыскивать лучший вариант. У нас были большие проблемы с почерком, вместе с консультантом мы испробовали множество разных прописей и упражнений для укрепления руки, но за почерк дочь ругали еще и в 4, и в 5 классах. Потом выяснилось, что причиной проблем были последствия родовой травмы, они компенсировались, но медленнее, чем мы ожидали. Все равно я благодарна консультанту за ее поиски. Два года мы учились с помощью консультанта. На третий год я почувствовала себя уверенней, мы стали работать без консультанта. У меня наладились хорошие отношения с завучем начальных классов, которая принимала зачеты. Тут нам тоже повезло. Учительница была внимательной, доброжелательной, всегда подробно объясняла, почему поставлена такая оценка и над чем еще необходимо поработать. Кстати, еще и поэтому мы решили отказаться от помощи консультанта. Дело в том, что большинство детей, находившихся на семейной форме обучения, имели проблемы со здоровьем или поведением (или и с тем, и с другим) и консультанты привыкли опекать их как наседки. Консультанты сопровождали родителей и детей на зачеты и, по моим наблюдениям, иногда вели себя враждебно по отношению к учителям, бросались горячо оспаривать оценки и т.п. Я решила, что мы не нуждаемся в такой опеке. Так три года мы проучились на семейной форме обучения. Я считаю, что действительно смогла сберечь ребенку здоровье и нервы. Зная про слабую спину и угрожающую близорукость, я всегда следила дома и за осанкой, и за освещением рабочего места. Кто делал бы это в школе для одной из 30? И за почерк ребенка ругали раз в четверть, а не каждый день. Все доброжелатели ахали: "А как же социализация?" Была. Музыкальная школа, гимнастика. Да и в гости к друзьям ездить времени хватало. До меня доходила информация, что в других клубах, объединяющих детей и родителей "семейников", существуют группы, в которых дети вместе разбирают интересные учебные темы, делают доклады, творческие работы, вместе ходят в музеи и в походы. Хотелось и нам с Любой попасть в такую группу, но не сложилось. Может, для сына удастся организовать такое интересное общение? Моя дочь действительно научилась работать. Это было не просто. Первые полгода она каждый день садилась заниматься с нытьем и причитаниями, я совсем было упала духом. А потом это стало проходить, причитания перестали носить обвиняющий оттенок и сошли на нет. Я думаю, механизм этого простой. Когда ребенок понимает, что решение взрослого твердое и оспаривать его бесполезно, он прекращает борьбу и находит своим силам лучшее применение. А еще детям не нравится то, что плохо получается. А когда начинает дело получаться, оно начинает и нравится. Успехи были. Все школьники сбежались смотреть построенный ею из конструктора работающий на батарейках вентилятор. Приятно было получать "пятерки" и слышать похвалы учителей. Когда мы приняли решение пойти в 4 класс в школу, то смогли за лето догнать и перегнать детей, которые учили английский с 1 класса (нам дали учебник, но забыли сказать, что прошли его до середины, так что мы прошли его весь). Любе было интересно поучиться в школе, а я хотела уделить больше времени работе и другому ребенку. Еще я побаивалась, смогу ли "потянуть" среднюю школу, где предметов больше, а тут подвернулся случай попасть в гимназический класс в неплохую школу. В школе Люба училась хорошо, ладила с одноклассниками, у нее было несколько близких подружек. Ругали ее за почерк и оформление, из-за этого снижали оценки за правильно сделанные работы. Учителя любили побеседовать с ней после уроков. Все в прошедшем времени, потому что мы снова ушли из школы (посередине седьмого класса). Ушли из-за того, что начались проблемы со здоровьем, а еще не хватало времени и сил на интересные занятия. Очень уж вредная для здоровья и непродуктивная трата времени. Подводя итоги, хотелось бы четко сформулировать: чем хорошо и чем трудно семейное образование. Положительные стороны: сбережение здоровья (сидеть весь день очень вредно); защита от негативной социализации (от детского мата, дурацких анекдотов и от зрелища безобразно себя ведущих старшеклассников), ребенок должен повзрослеть и морально окрепнуть, чтобы это к нему не липло. Можно выбирать программу, по которой будет учиться ребенок, остается время на углубленное изучение того, что будет интересно. Еще освобождается время для серьезных занятий тем, к чему у ребенка душа лежит, для посещения музеев; поездки в интересные места необязательно приурочивать к каникулам. У ребенка развивается способность планировать свою работу, самостоятельность, ответственность. Сложности: от родителей требуется собранность, организованность; приходится отказывать себе кое в чем, потому что наше время и силы нужны ребенку. Собственно, это полезные трудности, которые углубляют взаимопонимание между детьми и родителями и самих родителей делают взрослее и сильнее (ведь в идеале люди должны продолжать развитие и после получения аттестата зрелости). Сейчас моему сыну 6 лет. С ним все иначе, чем с дочкой. Он темпераментный и упрямый. Садясь за уроки, дочь тихо ныла полчаса, а сын прошлым летом в одно из первых занятий закатил истерику на целый час (очень громко). За год мы проделали большой путь. Летом просьба прочитать слово из четырех букв вызывало слезы, а сейчас я не могу достучаться до ребенка, читающего книжку. А еще мы заканчиваем учебник по математике для первого класса. Вот на днях пришли в школу, где училась дочь. Сын прошел собеседование и его записали на семейное отделение. Любу там помнят: " А, это та девочка, которая писала карандашом и печатными буквами…" Нам действительно тогда сделали поблажку, учтя проблемы с почерком, и разрешили писать диктант за первый класс печатными буквами. Такая вот история. Очень хочется найти единомышленников и собрать группу семейного образования, в которой смог бы заниматься и мой сын. Многие учебные темы в группе можно превращать в игры (например, игра в "магазин" здорово способствует изучению математики). Можно ставить спектакли на исторические и географические темы, ходить вместе в музеи, ставить химические и физические опыты и реализовывать другие замечательные идеи. Апрель 2007г. |